О проектных решениях в сфере ЖКХ

            Одним из направлений деятельности инжинирингового центра «Технологии цифровой среды»  ОГУ им. И.С. Тургенева является разработка новых цифровых технологий производственных процессов  сферы ЖКХ.

            В конце 2019 года, по приглашению руководства Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, экспертная группа университета принимала участие в подготовке материалов к совещанию  Президента Российской Федерации по вопросам состояния государственного учета жилищного фонда в России.

            Основная часть представленных экспертной группы предложений нашла отражение в Поручении Президента N Пр-908 от 2 июня 2020 г. (Прилагается).

             В развитие вышеуказанного документа специалистами инжинирингового центра ведутся работы по созданию платформы цифрового управления объектами коммунального хозяйства территории как регионального функционала ГИС ЖКХ.  

I.Существующие проблемы на объектах ЖКХ районных муниципальных образований регионов

1. Объекты РСО

            Как показывает практика, на большинстве действующих объектов теплоснабжения, водоснабжения обязательная техническая документация находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Технические паспорта фактически или неактуальны, или  некомплектны, или же полностью отсутствуют. Наблюдается потеря сведений о проведенных ранее работах по ремонту и замене оборудования на котельных, скважинах, сетях, включая изменение их технических характеристик.

            Ввиду практического отсутствия исполнительной съемки расположения  на местности сетей тепло-водоснабжения, водоотведения создает серьезные сложности при ликвидации аварий, регламентном обслуживании и ремонте.

            В ряде случаев при проведении работ достаточно часто возникают ситуации, при которых участки сетей оказываются на землях организаций, учреждений или же частных владений как результат самозахвата.

            Сложность при подготовке необходимой документации  для участия в отраслевых целевых программах  и федеральных проектах по развитию инфраструктуры.

2. Обращения/заявки населения

            В случае возникновения нештатных ситуаций население вынуждено обращаться в различные организации: управляющая компания (диспетчер, приемная, руководитель, мастер, исполнитель), администрации поселений, районная ЕДДС, ГЖИ, ЦУР, Роспотребнадзор, Прокуратура, администрация области и т.д.

            В результате – потеря оперативности в разрешении ситуации в связи с перепиской между организациями, разрозненность информации. Отсутствие на уровне органов власти целостной оперативной, достоверной информации  о деятельности  хозяйствующих субъектов отрасли ЖКХ.

3. Состояние технического состояния жилого фонда

            Величина физического износа является важнейшим показателем    надежности и безопасности жилого здания, иных гражданских объектов и  входит в число  базовых составляющих технического (оперативного) учета системы государственного учета жилищного фонда. Позволяет оценить техническое состояние конкретного здания,  установить стадию его жизненного цикла от нормативного до аварийного.

            Сведения о техническом состоянии жилищного фонда, ранее единообразно получаемые из БТИ, в настоящее время подменяются разрозненными данными из различных источников, использующих собственные методики: из государственного кадастра недвижимости, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, органов местного самоуправления, строительных организаций.

            Отсутствие информации о качественных показателях состояния многоквартирных домов, степени износа их конструктивных элементов, негативным образом сказывается на формировании региональных программ капитального ремонта и очередности его проведения.

II. Проектные решения

1. «Цифровое управление объектами РСО»

  • Переход на качественно новый уровень работы и управления, прозрачности деятельности предприятий ресурсоснабжения, коммунальной сферы на основе открытого оперативного IT-взаимодействия органов власти с организациями отрасли
  • Автоматизация бизнес-процессов предприятий ресурсоснабжения, коммунальной сферы на базе цифровых производственных технологий
  • Разрешение ситуации с актуализацией обязательной технической документации котельных, скважин, внешних инженерных сетей и установления их реальной дислокации
  • Объективный контроль текущего состояния и прохождения ремонтов.
  • Создание единого информационного пространства (предприятия РСО – органы власти) с максимальной информативностью отражения  оперативной деятельности организаций
  • Формирование базы данных объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ранжирование по критичности возникновения аварийных ситуаций
  • Получение органами власти оперативной, достоверной информации  о деятельности  хозяйствующих субъектов отрасли ЖКХ с возможностью оценки эффективности их деятельности и принятия обоснованных  управляющих решений.

2. «Единая распределенная диспетчерская служба на примере Орловской области»

  • Создание  информационного пространства, аккумулирующего обращения населения, связанные с решением проблем  в сфере ЖКХ на территории региона.
  • Центры приема обращений/заявок – существующие муниципальные ЕДДС;
  • Используются действующие телефонные каналы связи ПАО Ростелеком.
  • Программный продукт, обеспечивающий единое информационное пространство – информационная система «Единая распределенная диспетчерская служба Орловской области» – «ЕРДС-ЖКХ».
  • Участники информационного взаимодействия в ЕРДС-ЖКХ: управляющие, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы, фонд капремонта, ГЖИ,  отраслевые подразделения органов власти, органы контроля получают информацию в соответствии со своими полномочиями (каждый видит исключительно своё).
  • Создается единая структура взаимодействия органов власти муниципального  / регионального уровней и жителей  по возникающим проблемам ЖКХ;
  • Создаваемое ИС ЕРДС-ЖКХ предполагает последующее расширение его функционала, включая мониторинг состояния технического состояния объектов, оборудования, инженерных сетей сферы ЖКХ.

3. «Методика оценки динамики износа жилого здания и его элементов методом итераций»

  • Метод итераций объединяет в себе экспертный метод и автоматизированную информационную среду, что в свою очередь позволяет оценить и визуализировать степень износа жилого фонда любого региона, о также каждого дома в отдельности с использованием ГИС ЖКХ.
  • Периодичность проведения обязательной экспертной оценки специалистами технического состояния здания при использовании метода итераций – два раза в год в периоды сезонных обходов.
    • ГИС ЖКХ в данном случае выступает как база данных для сбора, накопления, актуализации и хранения данных об износе конструктивных элементов. Тем самым достигается создание единой базы электронных  образов объектов жилого фонда с актуальными характеристиками их технического состояния.
    • Физический износ элементов строительной конструкции, систем инженерного оборудования рассчитывается в ГИС ЖКХ автоматически после импорта шаблонов (альтернативное размещение информации – вручную).
  • На основании расчетных данных физического износа и удельного веса элементов строительных конструкций, инженерной системы (как функция от типа жилого здания) рассчитывается в ГИС ЖКХ физический износ жилого здания в целом.
  • Пользователи программного комплекса – поставщики информации ГИС ЖКХ – организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.
  • Операторами регионального уровня программного сервиса предлагаются отраслевые подразделения администраций регионов/ ГЖИ.

                                                               Б.Кичкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

   Адрес: г. Орёл, пл. Каменская, д.1

  Тел. +7 (962) 481-32-22